yamedsestra.ru Все медицинские статьи Основополагающие принципы системы управления качеством

Основополагающие принципы системы управления качеством

Принципы современной системы управления качеством разрабатываются и функционируют на основе совокупности науч­но обоснованных принципов. Чаще всего принципы управления представлены в виде установок по формированию поведения ме­неджеров в процессе достижения целей в области качества.

Наиболее популярны постулаты, разработанные известным американским специалистом в области управления качеством У.Э. Демингом («14 принципов (пунктов)»).

1. Постоянной целью деятельности должно быть постоянное улучшение качества продукции и услуг.

2. В любой сфере деятельности нельзя допускать ни одного де­фекта.

3. Следует требовать от поставщиков гарантий качества поставляемой ими продукции.

4. Нельзя заключать контракты на поставку продукции, ориентируясь только на низкие цены.

5.  Изготовитель должен обнаруживать проблемы в области качества и решать их.

6. Все работающие должны обучаться.

7. Необходимо использовать новые методы управления.

8. Нельзя допускать у работающих боязни ответственности за ошибки в работе.

9. В деятельности отделов не должно быть никаких препятствий и барьеров.

10.Не следует использовать в организации работ призывы и лозунги,  не подкрепленные реальными действиями.

11. Нельзя оценивать только количественными нормами деятельность работающих.

12. Следует устранять все причины, уменьшающие у работников уважения к профессии и гордости за нее.

13. Необходимо поощрять стремление к обучению, повышению образования, самообразованию.

14. Руководителям высшего звена следует четко определить свои обязательства в области качества.

Концепцию Э. Деминга можно представить в виде треугольни­ка, вершинами которого будут: «все — одна команда» (пункты 8-9), «одержимость качеством» (пункты 1-6, 12-14), «научный подход к управлению качеством (пункты 7, 10—11).

Главный общий исходный принцип: система управления качеством должна быть органичной составной частью системы управле­ния всем учреждением. Только руководитель учреждения обеспе­чивает единство цели и определяет направления деятельности по повышению качества медицинской помощи населению.

Таким образом, система управления качеством сестринской помощи — составная часть системы управления качеством меди­цинской помощи. К основным принципам управления качеством помощи в здравоохранении относят следующие.

1. Единство количества и качества. При расширении масштабов деятельности учреждения во вновь организованных структурных подразделениях по мере их становления КСП зачастую ниже, чем в структурных подразделениях, работающих не один год. Поэтому при открытии новых организационных структур уровень качества услуг в целом имеет тенденцию к снижению. Необходимость обеспечения качества выступает на первый план. Данное обстоятельство чрезвычайно важно: расширение функций первично: медико-социальной помощи, введение новых стационарзамещающих технологий, «школ здоровья» должно вести не к снижению; а к повышению качества сестринской деятельности по сохранении укреплению здоровья пациента.

2. Непрерывность повышения качества. Управление качеством непрерывный процесс с неизменной целью постоянного улучшения деятельности организации в целом на основе качества. Стратегия  непрерывного повышения КСП способствует, с одной стороны повышению качества жизни населения, связанного со здоровьем с другой стороны, повышению квалификации медицинских сестер и их заинтересованности в результатах труда, расширению самостоятельности и сфер деятельности медицинских сестер, росту престижа профессии.

3. Системно-комплексный подход к обеспечению качества. Каждый объект рассматривают как некоторую сложную систему и как элемент системы более сложной. Например, взаимо­действие «медицинская сестра — пациент» рассматривают как систему, на уровне которой организовано управление качеством сестринского вмешательства. В свою очередь, сестринская деятельность является составляющей лечебно-диагностическо­го процесса всего ЛПУ.

4. Ориентация на потребителя. КСП определяют с позиций пот­ребителя сестринских услуг: пациента, семьи, профессиональной группы, общества в целом. Основным критерием достижения целей и области качества следует считать удовлетворение требований потребителей.

5. Непрерывность и комплексность контроля качества. Для увеличения эффективности деятельности по повышению качества осуществляют непрерывный и комплексный контроль и оценку работы всех функциональных подразделений и систем, проводят анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня КМП, а также изучают общественное мнение по вопросам КМП на основе анкетирования пациентов и их родственников и анализа публикаций в СМИ.

6. Комплексность стандартизации и сертификации. Соот­ветствие деятельности нормативным требованиям в области качества контролируют и анализируют. С этой целью проводят экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов) деятельности, алгоритмов выпол­нении манипуляций. Получению объективных сопоставимых результатов способствует единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы качества меди­цинской помощи.

7. Оптимизация затрат на обеспечение качества. Выявляют и устраняют непроизводительные затраты при осуществлении профессиональной деятельности медицинских сестер на основе хронометража рабочего времени, а также осуществлении управления качеством.

8. Экономическое стимулирование деятельности по качеству. Этот Принцип подразумевает создание экономических предпосылок для совершенствования  качества, в том числе и для активного осознан­ии и участия каждого работающего в повышении и обеспечении требуемого КСП. При этом необходимо понимать, что конкурентоспособность учреждения напрямую зависит от качества оказываемой помощи.

загрузка...