yamedsestra.ru

Качество жизни пациентов

Определяющие компоненты структуры качества жизни пациента — это условия и образ жизни пациента, а также удовлетворенность пациента условиями и образом жизни. Условия жизни предполагают среду, в которой живет пациент, уровень его здоровья, материаль­ное обеспечение, возможность удовлетворения потребностей в со­ответствии с культурой и системой ценностей, свойственных ему. Образ жизни пациента характеризуется наличием или отсутствием стойкой положительной мотивации на сохранение здоровья и навыков здорового образа жизни. Но важнейшим показателем качес­тва служит степень удовлетворенности самого пациента. Критерием оценки качества сестринской помощи может быть такой специфический показатель, как качество жизни пациента, связанное со здоровьем.

Общеизвестно, что любое заболевание в той или иной мере ведет к ухудшению качества жизни пациента: снижению двигательной активности, изменению характера питания, необходимости вы­полнения врачебных назначений, сужению круга общения, нарушению общественных связей. Все перечисленные изменения, по  сути, адаптация к изменившимся в связи с заболеванием условиями жизни человека (лечебно-охранительному режиму и режиму  диетического питания, дополнительным исследованиям и лекарственной терапии). От деятельности медицинской сестры в данной ситуации во многом зависит степень адаптации пациента к изменившимся условиям, сохранение максимально возможных для него самостоятельности и активности.

Уровень  качества жизни пациента прямо пропорционален удовлетворенности пациента условиями и образом жизни, оцениваемыми в ходе анкетирования пациентов и их родственников. В настоящее время  широко применяют несколько типов анкет: веерный, закрытый, открытый, смешанный. Веерный тип предполагает один ответ  из представленного заранее ряда ответов; закрытый — ответы «да», «нет», «не знаю»; открытый — произвольную форму ответа. При смешанном типе анкеты ряд ответов дополнен ответом «другое», где респондент может в произвольной форме выразить свое мнение. При разработке анкеты необходимо помнить, с какой целью проводят анкетирование, и обязательно включать вопросы, содержащие информацию относительно физического, психологического и духовного самочувствия. Наиболее эффективный, на взгляд авторов, смешанный тип анкетирования. Процесс разработки анкеты включает еще два очень важных момента: определение формы и содержания обращения к потребителю сестринских услуг и разработку формы анкеты. Уважительное обращение  к потребителю сестринских услуг, доступное изложение целей  анкетирования порождают доверие пациентов и повышают объективность их ответов.

Кроме анкетирования, обратную связь с потребителями сестринских услуг можно осуществлять с помощью интервьюирования  пациентов и их родственников, организации дискуссий, например, с пациентами, страдающими конкретным хроничес­ким заболеванием, или пациентами определенной возрастной группы.