Управление качеством в здравоохранении
23 апреля 2003 г. МЗ РФ утверждена отраслевая программа «Управление качеством в здравоохранении» (срок реализации: 2003-2007 гг.), разработанная согласно решению Коллегии МЗ РФ от 20—21 марта 2002 г. № 6 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В программе проведен анализ сложившейся в здравоохранении ситуации и подтверждена актуальность повышения качества медицинской помощи.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки; в Российской Федерации определила приоритетные направления развития отрасли. Проводимые в системе здравоохранения реформы способствовали сохранению единства системы, улучшению межведомственного взаимодействия, расширению международного сотрудничества, развитию рыночных отношений. Совершенствование механизмов обязательного медицинского страхования с развитием персонифицированного учета оказанной медицинской помощи привело к необходимости широкого внедрения новых форм управления отраслью. Одна из них — создание системы управления качеством в здравоохранении, позволяющее поднять на новый уровень выполнение ряда важнейших мероприятий «Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Система управления качеством в здравоохранении — структурный элемент системы управления здравоохранением, ее часть, включающая специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.
Требуемый уровень качества продукции и услуг в здравоохранении следует обеспечивать на всех уровнях системы здравоохранения с помощью взаимосвязанных мероприятий по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторингу получаемых результатов с последующей корректировкой. Оценка качества (определение уровня качества) строится на сопоставлении реальной ситуации с «эталоном». Формализованным представлением оптимальной ситуации служат стандарты, рассматриваемые как базовые (эталонные) показатели качества в системе здравоохранения.
В программе разработаны основные цели, задачи, направления и сроки реализации мероприятий. Ее цель — создание государственной системы управления качеством в здравоохранении для укрепления здоровья населения. Программа рассчитана на 2003-2007 гг. и предполагает решение следующих задач.
- Разработка и внедрение единой стратегии непрерывного улучшения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации, гармонизированной с международными стандартами в области обеспечения качества в здравоохранении.
- Создание службы управления качеством в здравоохранении.
- Развитие системы стандартизации, лицензирования, сертификации, аккредитации и аттестации в здравоохранении.
- Обеспечение эффективного взаимодействия органов управления здравоохранением всех уровней, фондов обязательного медицинского страхования, организаций здравоохранения, страховых медицинских организаций, общественных и других организаций в целях непрерывного повышения качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.
- Переход к использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов с учетом экономической целесообразности их применения.
- Разработка и внедрение системы мотивации и экономических механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по непрерывному повышению качества медицинской продукции и медицинских услуг в здравоохранении.
Предполагается, что реализация Программы «Управление качеством в здравоохранении» приведет к созданию в отрасли единой системы управления качеством и позволит:
- повысить доступность медицинской помощи населению;
- перейти к использованию лекарственных средств с доказанной эффективностью;
- внедрить принципы «ответственного самолечения»;
- сформировать систему действенного государственного контроля и надзора (развитие системы стандартизации и лицензирования, формирование систем аккредитации, сертификации и аттестации в здравоохранении) на всех уровнях оказания медицинской помощи;
- разработать и внедрить мотивационные механизмы повышения профессиональной ответственности медицинских работников;
- повысить хозяйственную самостоятельность медицинских организаций;
- повысить роль и значение общественных профессиональных организаций, объединений и научных обществ в системе управления качеством в здравоохранении;
- усовершенствовать профессиональную подготовку медицинских работников на додипломном и последипломном уровнях с внедрением методологии управления качеством, медицины, основанной на доказательствах, клинико-экономическом анализе.