Формирование корпоративной культуры
Мотивация, а так же характер отношения работника к своей деятельности, зависят от корпоративной культуры учреждения, под которой понимают ценности, убеждения, традиции, стиль работы и особенности психологического климата.
Для формирования корпоративной культуры, ориентирующей трудовой коллектив на повышение качества, необходимо соблюдение трех условий: наличие сильного лидера, искренняя долговременная приверженность всего коллектива установившимся традициям, подлинная забота о благосостоянии сотрудников и потребителей продукции. При этом лидер учреждения должен обеспечивать:
- выполнение принципов управления качеством;
- снабжение необходимыми ресурсами;
- осуществление политики и достижение целей;
- популяризацию политики и целей для воспитания мотивации и вовлечения персонала в деятельность по повышению качества;
- разработку и выполнение всех необходимых процессов;
- создание и работу эффективной системы управления качеством;
- проведение анализа принятия эффективных решений в области качества (по политике, целям, улучшению всей системы).
В современную систему управления качеством должны быть включены следующие документы:
- по политике и цели в области качества;
- требуемым документированным процедурам;
- эффективному планированию, выполнению процессов и управлению ими;
- качеству управленческой деятельности и ответственности руководства, менеджменту ресурсов.
Политика в области качества включает в себя цели, задачи и направления деятельности по совершенствованию качества. Она должна касаться каждого работника коллектива и охватывать все аспекты качества предоставляемых услуг. Документы по политике и области качества подписывает первое лицо учреждения.
Руководство по качеству как документ определяет и характеризует систему управления качеством в целом в соответствии с принятой политикой. В структуру руководства по качеству включены следующие элементы: общие сведения об учреждении, область распространения и сфера обслуживания, система управления качеством, ответственность руководства, управление ресурсами, методы контроля, анализ и механизмы внедрения инноваций. В структуру руководства по качеству входит также ряд приложений: организационная структура управления учреждением, организационная структура и функциональная схема управления службы качества, перечень манипуляций, алгоритмы выполнения манипуляций и др.
К требуемым документированным процедурам относят, прежде всего, планы по повышению качества и графики выполнения комплекса работ. Разновидность планов повышения качества — целевые программы качества. Это адресный документ, направленный на профилактику и снижение уровня определенной патологии, на улучшение качества жизни пациентов с конкретными хроническими заболеваниями. Поставленных целей достигают взаимосвязанным по срокам, ресурсам и исполнителям комплексом мероприятий маркетингового, финансово-экономического, организационного, лечебно-профилактического, научно-технического, психолого-педагогического, социального характера. Целевые программы качества разрабатывают для различных иерархических уровней: от уровня организации до федерального включительно. Федеральные комплексные целевые медико-социальные программы по профилактике гипертонической болезни, туберкулеза, сахарного диабета, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, по совершенствованию службы медицины катастроф и вакцинопрофилактике - по сути целевые программы, направленные на повышение качества жизни населения.
К документам, необходимым для обеспечения эффективного планирования, выполнения процессов и управления ими, относят документы, связанные с управлением собственностью, персоналом, распорядительными действиями руководителя, результатами аттестации, аккредитации и сертификации и др.
Эффективность управления качеством определяют в соответствии с учитывающими приоритетные общечеловеческие ценности и адаптированными к условиям рыночной экономики принципами:
- приоритетности социальных и экологических эффектов;
- комплексного подхода (означает необходимость учета всех возможных затрат и ресурсов во взаимодействии с полученными результатами и эффектами: медицинскими, социальными, психологическими, экологическими);
- обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности информации (максимального снижения отрицательного влияния необъективной и непроверенной информации на управленческие решения);
- сопоставимости результатов (по таким признакам, как объемы удовлетворения потребностей, временной фактор, демографические, социальные и экологические последствия);
- обязательного учета и анализа затрат (учета и анализа материальных затрат с целью определения экономической эффективности управления).