yamedsestra.ru Все медицинские статьи Компоненты качества

Компоненты качества

Внутренние и внешние составляющие понятия «качество» (ха­рактеристики и соответствие между ожиданиями и восприятием потребителем услуг) формируют структуру качества, которая пред­ставлена тремя основными компонентами:

  • структурным качеством;
  • качеством технологии;
  • качеством результата.

Структурное качество характеризует условия оказания сестрин­ской помощи населению и регламентирует такие показатели, как состояние зданий, в которых располагается медицинское учрежде­ние, и помещений (палат, процедурной, сестринского поста, столовой, туалетных комнат, холлов); кадровое обеспечение, включая квалификацию медицинских сестер; наличие, состояние и раци­ональность использования медицинского оборудования; уровень обеспеченности лекарственными препаратами, дезинфектантами и стериллянтами, изделиями медицинского назначения. По сути, это качество ресурсного потенциала. Совершенная структура ре­сурсов и высокий уровень развития обеспечивают реальные воз­можности для соблюдения технологий сестринского ухода и высо­кого качества сестринской помощи.

Качество технологии характеризует все этапы процесса ока­зания сестринской помощи, с учетом обеспечения инфекцион­ной безопасности и психологической поддержки пациента, соб­людения принципов последовательности и преемственности в осуществлении сестринского ухода, а также документирования  сестринской помощи. Особое значение имеет соблюдение эргономических принципов в работе медицинской сестры, в том числе для обучения родственников пациента и для сохранения собс­твенного здоровья.

Качество технологии дает представление, насколько содержание сестринской помощи и процесс ее оказания соответствовали кон­кретной клинической ситуации, насколько соблюдены принципы позитивной больничной среды, требования стандартов (протоко­лов) сестринской помощи и алгоритмов выполнения сестринских  манипуляций.

Качество результата характеризует итог оказания сестринской помощи, то есть позволяет судить, насколько фактически достиг­нутые результаты соответствуют реально достижимым.

Все компоненты качества взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние. При низком уровне качества структуры довольно сложно обеспечить приемлемый уровень качества техноло­гии. Нарушение технологии ухода ухудшает его результаты. Вместе с тем, высокий уровень структурного качества — только потенци­альная, но не всегда реализуемая возможность иметь высокий уро­вень качества технологии и результата.

Изучение основных компонентов качества соответствует трем подходам к его обеспечению и оценке.

Структурный подход. Реализуется в лицензировании и аккре­дитации медицинских учреждений, аттестации и сертифика­ции специалистов. При определении качества деятельности медицинского учреждения в целом оценивают условия ока­зания сестринской помощи, кадровый потенциал, эффек­тивность использования оборудования, оснащения, лекарственных препаратов. Оценка структурного качества при определении качества деятельности конкретного медицин­ского работника предполагает анализ профессиональных знаний, умений и навыков медицинского работника, соответствие профессиональным и должностным требованиям, его квалификацию.

Технологический (процессный) подход. При таком подходе оценивают технологию сестринского вмешательства по отношению к конкретному пациенту, соответствие технологии нормативным требованиям с учетом клинического диагноза, сопутствующей патологии, действительных и потенциальных проблем пациента, возраста, пола, тяжести состояния, места проведения сестринского ухода (стационар, дневной стационар, «школа здоровья», домашняя обстановка и др.), а также с учетом соблюдения пациентом врачебных рекомен­даций.

Результативный подход. Среди оцениваемых параметров качество результата по отношению к конкретному пациен­ту и ко всем больным медицинского учреждения, а также к населению в целом региона (страны).

Анализ качества результата по отношению к конкретному пациен­ту дает возможность оценить, насколько достигнутые результаты ухода за конкретным пациентом соответствуют ожидаемым с учетом клинического диагноза, возраста, тяжести состояния и других влияющих на исход заболевания и качество жизни факторов. Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, — исследование правомерности, приемлемости, действенности и результативности использованных медицинских технологий, их соответствия требованиям отраслевых стандартов и установленным нормативам, оптимальности и эффективности использования имеющихся ресур­сов с последующим вынесением обоснованного заключения.

Качество результата по отношению ко всем больным медицинского учреждения следует оценивать за какой-либо конкретный периоду времени (не менее чем за 1 год). В сестринской практике при оценке качества результата но отношению ко всем больным можно использовать различные показатели: развитие осложнений, характерным для данной группы больных, продолжительность койко-дня в зависимости от продолжительности обследования пациента, расширения лечебно-профилактического режима, участия пациента и родственников в проведении ухода (на базе знаний и умений, полученных в ходе обучения пациента и родственников медицинской сестрой принципам и приемам ухода).

Качество результата по отношению к населению в целом характеризуют показатели общественного здоровья.

загрузка...